ТАЛАК (развод) в мусульманском браке

Опубликовано/обновлено: 2006-03-14 23:31:57. Просмотров: 18091 | Автор: Reyus Mammadli
Вся Хвала Аллаху.
Этот вопрос часто возникает у многих мусульманок, и в отдельных темах он тут кажется уже несколько раз поднимался еще давно.
Нет сомнения в том, что развод в своей основе в Исламе дозволен, и в этом нет разногласий среди ученых. См. “аль-Мугъни” 7/96, “аль-Ифсах” 2/137.

Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (аль-Бакъара 2: 236).

Ведь по милости Аллаха мы не христиане, которые считают, что разводиться запрещено, и что супруги должны терпеть те или иные выходки друг друга и прочие семейные проблемы до самой смерти. Имам Ибн Къудама говорил: “Обычай указывает на дозволенность развода. Ведь может быть так, что отношение супругов испортятся и пребывать в браке станет только явным вредом!” См. “аль-Мугъни” 8/235.

Однако ученые Ислама высказывали разные мнения по поводу развода, несмотря на его дозволенность. Группа ученых говорила о том, что в разводе нет никакого порицания, даже если он без причины. Но другие ученые считали, что развод хоть и дозволен, однако является порицаемым в своей основе. См. «Кашаф аль-къана’» 5/261, “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/227.

Но ученые, порицавшие развод в своей основе говорили об этом, только если развод не имел веской причины. Ведь есть такие случаи, когда развод является желательным и даже обязательным, как в случае с порочной и нечестивой женой и т.п.

Что же касается развода без причины, то среди ученых были такие, кто считал, что это харам, как это передается от Къады 'Ийяда. См. “аль-Мугъни” 8/235.

Брак в Исламе занимает немаловажное положение, и не может быть так, чтобы развод без причины был дозволенным поступком! Имам Ибн ‘Абидин говорил, что основа в разводе – это порицаемость, а что касается поступка тех, кто разводится без причины, то он называл это тупостью. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/228.

Что касается указаний на то, что несмотря на дозволенность развода, он является порицаемым в своей основе, и даже запретным, если без причины, то доводы на это следующие:


Во-первых, развод без причины содержит в себе вред для женщины, а шариат запрещает причинять вред. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!» Ахмад 5/326, Ибн Маджах 2340, ат-Табарани 1/163. Имамы Абу Дауд, Ибн Абу ‘Асым, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, аль-Мунауи и аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса.

Во-вторых, шариат строжайшим образом запретил женщине требовать у мужа развод без причины! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035.
И если бы развод без причины в основе был бы дозволенным, то шариат не пригрозил бы за такое женщине в такой суровой форме!

В-третьих, шариат строго запрещает способствовать разводу извне, и совершающий это является грешником! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не из нас тот, кто настраивает жену против мужа и раба против хозяина!» Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5437.

Хадисы, в которых говорится: «не из нас» указывают на тяжесть греха, о котором идет речь.

В-четвертых, выражая порицание колдунам, Всевышний Аллах из их деяний упомянул развод, придав этому важность, сказав: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102).

В-пятых, развод радует Иблиса, а его не может радовать то, что является благим и дозволенным в основе! Джабир рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско. И самый приближенный из его войска к нему - сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил человека до тех пор, пока не разлучил его с его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “да, ты!" (или: "Ты хорош!”)» Муслим 2813.

‘Къады Ийяд сказал: “В этом хадисе указание на величие положения развода и разлучения, а также то, что в этом много вреда и большой грех для того, кто устремился к этому! Ведь в разводе разрыв того, что велел соединять Аллах; разобщение в том, в чем Аллах сделал милость и любовь; разрушение дома, построенного в Исламе; и устремление к препирательствам (ссорам)”. См. “Икмаль аль-му’лим” 8/349.

Также с дозволения Аллаха приведу слова некоторых известных ученых, выбравших упоминаемое мнение:

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Основа в разводе – порицание! Поистине, развод стал дозволенным по причине нужды в нем. Со слов Джабира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско. И самый приближенный из его войска к нему, сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил его до тех пор не разлучил между ним и его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “Ты хорош!”» Муслим 2813. И Всевышний Аллах сказал, порицая колдовство: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 33/81.
Также шейхуль-Ислам говорил: “Если бы не нужда в разводе, то доказательства указывали бы на его запретность, как на это указывают хадисы и основы религии! Однако Всевышний Аллах дозволил развод по причине милости для Своих рабов, так как они иногда нуждаются в разводе”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/89.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “От пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что он сказал: «Самый ненавистный халяль для Аллаха – это развод!» Этот хадис не достоверный, однако его смысл является правильным! Всевышний Аллах не любит развод, но Он не запретил его из-за облегчения для Своих рабов. И если есть повод или шариатская причина для развода, то он становится дозволенным. Например, жизнь с некой женщиной влечет запретное по шариату, и нет возможности избавиться от этого, кроме как разводом, то следует развестись. Или например, женщина имеет большой недостаток в религии или в ее целомудрии, и не возможности на нее повлиять, то тогда мы говорим: «Лучше развестись!» Что же касается развода без шариатской или традиционной причины, то лучше не разводиться. Более того, развод в таком случае будет порицаемым”. См. “аль-Баб аль-мафтух” № 55.

Также шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Все мы знаем, что развод разбивает сердце женщины, а если у них есть дети, то это приводит и к расколу семьи!” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 3/260.

‘Амр ибн Динар рассказывал: “Когда Ибн ‘Умар развелся со своей женой, она сказала ему: «Ты видел от меня что-либо, что тебе не нравилось?!» Он сказал: «Нет». Тогда она сказала: «Так почему же ты развелся с целомудренной мусульманкой?!» и после этого он вернул ее”. Са’ид ибн Мансур 1099. Иснад достоверный.

источник


ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Она стала мусульманкой, а ее муж нет; можно ли ей продолжать жить с ним по причине его слабого здоровья и ее тяжелого финансового положения?
Медицинский осмотр и лечение
Каковы обязанности замужней женщины перед ее родителями?
Обязанности мусульманки в браке ( продолжение)
Действитен ли брак, заключённый мужем и женой до принятия?
Ошибки делающие молитву (намаз) недействительной
Обязанности мусульманки в браке
Дозволенность подстригать волосы женщинам для красоты
comments powered by Disqus

СЕЙЧАС ТАКЖЕ ЧИТАЮТ
Медовый массаж
Метод, пришедший к нам из древнего Тибета. Он основан на взаимодействии кожи и биологически активных веществ, содержащихся в мёде, включая стандартные механизмы ...
Лечебные свойства картофеля

Картофель, как говорится наш « второй хлеб ». Считают, что он нужен людям, как основной источник калия, особенно зимой. ...
Фитнес и бодибилдинг - путь к красивому телу
О фитнесе слышали все, но далеко не все представляют, какое это на самом деле широкое и многогранное понятие. Сложно дать фитнесу какое-то ...
Зависть черная, белая и… Какие виды зависти существуют
Зависть – разрушительное чувство, разъедающее душу человека, как ржа железо. Эта черта связана с недоброжелательностью или эгоистичностью, завистник бывает несчастлив и неспокоен, ...

Как сэкономить на электричестве? Экономим электроэнергию
Для большинства людей, ежемесячный счет за электричество составляет значительную часть месячного бюджета. Ниже мы посоветуем вам как сэкономить на электричестве. ...
Вкусная косметика. Различные маски для лица и шеи
Виноград – виноградный сок стимулирует обмен веществ в коже, способствует ее увлажнению пишет подружка.ком. Ежедневное обильное протирание кожи лица, шеи и рук ...
Переношенная беременность
Вопросы о переношенной беременности
Период беременности является полным радости и тревог для будущей мамы. При этом зачастую переношенная беременность не вызывает ...
Плюсы и минусы покупок в интернете.

На сегодняшний день торговля в интернете приобрела необычную популярность, каждый десятый покупатель в мире пользуется именно такой системой покупок. особенно популярен ...
Одежда мусульманки
Одежда мусульманки прежде всего должна напоминать о том, что она обязана вести себя по нормам Ислама всегда, где бы не находилась. Не ...
Посудомоечная машина - как выбрать, какую купить

Если вам надоело видеть спину своего мужа, который все выходные моет посуду и хочется как-то разнообразить его досуг? Вам надо приобрести ...