Слово القدر «кадар» — отглагольное имя. Выражение قدرت الشيء قدْراً وقدَراً означает «знать размер или количество чего-либо». Фатх аль-Бари (1/118) В арабском языке слово القدر «кадар» означает «решение», «приговор», «предел чего-либо», а слово التقدير «такдир» — «размышления по поводу решения какого-либо вопроса». Аль-камус аль-мухит. С.591
Термин «предопределение» означает «знание и запись о том, что произойдет во веки вечные: Могучий и Великий Аллах изначально предопределил судьбу творений и все, что произойдет, Ему было известно о том, когда и как это случится, и все действительно происходит так, как это было предначертано Им». Акида ас-Сафарини (1/348). Ибн Хаджар дал следующее определение: «Под предопределением подразумевается, что Всевышний Аллах знал о судьбах и сроках всего сущего до сотворения этого, а потом Он создал то, что изначально знал, и все происходящее является следствием Его знания, могущества и желания». Фатх аль-Бари (1/118)
Ас-Сафарини писал со слов ашаритских ученых, что «предопределение — это сотворение Всевышним Аллахом всего сущего в определенной мере, сотворение их качеств и состояний в соответствии с Его изначальным знанием и тем, что было записано письменной тростью». Акида ас-Сафарини (1/345)
Все перечисленные определения схожи, и из них вытекает, что предопределение включает в себя две составляющие:
1. Извечное знание Аллаха о том, что Он желает создать, и о том, какими качествами будут наделены Его творения, и все это записано в хранимой скрижали. Размеры земли и неба, способ их сотворения, и то, что между ними, и то, что находится в них, — все это в точности и со всеми подробностями записано в хранимой скрижали Его словами.
2. Сотворение Аллахом того, что было предопределено, в строгом соответствии с тем, что было известно Ему и записано письменной тростью. Вследствие этого все вокруг происходит сообразно извечному и записанному знанию.
Таким образом, предопределением иногда называется то, что было изначально известно Аллаху, а иногда сотворение Им того, что заранее было известно Ему. Когда имама аш-Шафи‘и спросили о предопределении, он ответил в стихотворной форме:
Пусть мне это не угодно,
Свершится то, чего Ты хочешь,
То, что угодно мне, случится,
Лишь если Ты того захочешь.
Ты знал, каким создашь раба,
Младых и старых Ты объемлешь,
Ты одарил и отказал,
Одним помог, другим не внемлешь.
Средь них счастливый и несчастный,
Один уродливый, другой прекрасный.
Аль-и‘тикад ва-ль-хидайа. С. 162; Шарх усул и‘тикад ахль ас-сунна (1/702)
Что такое судьба?
Слово القضاء«када» означает «окончательное решение», «приговор». Оно часто встречается в хадисах Посланника, да благословит его Аллах и привет-ствует, и этимологически означает «прерывание», «разрыв». Выражение قضى قضاء означает «выносить приговор», «принимать решение», а выражение قضى الشيء означает «доводить до конца», «завершать», «прекращать». Оно употребляется в значении «создавать».
Аз-Зухри сказал: Слово القضاء«када» в арабском языке имеет разные значения. Его основное значение «завершение, окончание чего-либо». Если какая-либо работа доведена до конца, завершена, выполнена, вменена в обязанность, стала известна или осуществлена, то говорят قُضِيَ «кудийа». Все эти значения встречаются в хадисах. Ан-нихайа фи гариб аль-хадис (4/78)
Ученые высказывали два мнения о смысловых различиях между словами القضاء «када» и القدر «кадар».
1. Када — это извечное знание, предрешенное Аллахом до сотворения мира, а кадар — творение сообразно тому, что было предопределено. Ибн Хаджар аль-‘Аскалани писал: «По мнению ученых, када — это извечное решение об общих понятиях, а кадар — это отдельные детали и подробности того решения». Фатх аль-Бари (11/477)
В другом месте он писал: «Када — это извечное решение об общих понятиях, а кадар — это подробно изложенное решение о сотворении отдельных вещей». Там же (11/149)
2. Второе мнение противоположно первому, т.е. кадар — это извечное решение, а када— это сотворение. (Согласно первому мнению, слово القضاء «када» следует переводить «предопределение», а слово القدر «судьба», а согласно второму — наоборот. Здесь и ниже мы будем руководствоваться последним суждением. — Прим. пер.)
Ибн Баттал сказал: «Судьба — это то, что произошло». (Фатх аль-Бари (11/149)) Имеется в виду то, что уже сотворено. Этого же мнения придерживался аль-Хаттаби.
В книге «Ма‘алим ас-сунан» он писал: «Предопределение — это то, что было предрешено Всемогущим Аллахом, например, разрушение, воскрешение и смерть. Все эти имена обозначают поступки, совершенные Тем, Кто разрушает, воскрешает и умерщвляет. В таком случае судьба — это сотворение. Всевышний сказал: «Он сотворил их семью небесами за два дня»» (Фуссилат, 12). Ма‘алим ас-сунан (7/70)
Согласно такому толкованию, «судьба — это частный случай предопределения. Это окончательный выбор в пользу одного из двух возможных путей. Таким образом, предопределение — это то, что было предрешено, а судьба — это то, что произошло и не могло не произойти». Аль-муфрадат фи гариб аль-Кур’ан. С.406
Справедливость данного суждения подтверждается многими текстами из Корана:
«Это дело уже предрешено» (Марьям, 21);
«Таково окончательное решение твоего Господа» (Марьям, 71);
«Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!” — как это сбывается» (Аль-Бакара, 117). *
Таким образом, судьба и предопределение — взаимосвязанные понятия, которые нельзя рассматривать независимо друг от друга. Это объясняется тем, что одно из них – предопределение – играет роль базиса, а другое – судьба – является надстройкой. А кто желает разделить их, тот пытается разрушить и повредить эту надстройку. Ан-нихайа фи гариб аль-хадис (4/78). См.: Джами‘ аль-усул (10/104)
_______________________
* В каждом из этих аятов употребляется глагол قضى«када». Из них следует, что судьба человека — это все хорошее и плохое, что неизбежно происходит с ним сообразно предопределению Аллаха, а предопределение — это извечное знание Аллаха о том, что произойдет с человеком, и том, что минует его. Абу Мансур сказал: «Предопределение Аллаха — это облегчение каждому из творений пути к тому счастливому или несчастливому концу, который был известен Аллаху и записан до того, как Он создал их». Вот почему мольба может уберечь верующего от несчастий, которые были записаны в предопределении, так как сама мольба тоже является частью этого предопределения. Передают со слов Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мольба помогает от того, что уже случилось, и от того, чего еще не случилось, и потому, рабы Аллаха, взывайте с мольбой». Хадис передал аль-Хаким, и аль-Албани назвал его достоверным. См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб. Бейрут: Дар ихья ат-турас аль-‘араби; Муассасат ат-тарих аль-‘араби. Т. 11. С. 56; Аль-Албани М.Н. Сахих аль-джами‘ ас-сагир. Т. 1. С. 641. — Прим. пер.
Деликатная проблема. Зуд и жжение в области геморроя. Постарайтесь нормализовать работу кишечника, стул должен быть ежедневным, главное – мягким. Поэтому из рациона исключите все ...
Всеми любимое «птичье молоко», оказывается, очень просто приготовить в домашних условиях из самых простых ингредиентов. Приводимый ниже рецепт сэкономит Ваши деньги ...
Кошку нельзя перекармливать. Не стоит давать ей молоко – оно может вызвать диарею. Лучше включить в рацион творог и кефир, но ...
ПРИМЕР ПРАВЕДНОЙ ЖЕНЫ Сообщается со слов аш-Ша’би, что однажды Шурейх сказал ему: «О Ша’би! Тебе следует жениться на женщине из племени Тамим. Они очень умные». ...
Из наставлений посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
Хамза Мухаммад Салих ‘Аджжадж / Перевод: Владимир ...
Как варить варенье из абрикосов, грецких орехов и клюквы Традиционно варенья варят из фруктов и ягод. Такой способ обработки отлично позволяет сохранить полезные вещества. Большинство видов варенья сохраняют витамины в течения ...
Второй подбородок может появиться по нескольким причинам. Если он «посетил» вас в молодом возрасте - это явно свидетельствует о лишнем весе ...
Как можно быстро похудеть всего за одну неделю (+ видео) Давайте рассмотрим этот спринтерский вариант похудения. Ниже будут изложены правила, инструкция, следуя которым, можно похудеть, если на то будет воля Всевышнего Аллаха. ...